
Один из самых серьёзных конфликтов возникает при обсуждении формата оплаты разнообразных услуг. Многие исполнители настаивают на оплате за процесс, а заказчики хотят платить за результат. Обе стороны приводят жизненные примеры. Заказчики говорят: «Услуги парикмахера — вы же не платите за процесс стрижки, только за саму причёску». Исполнители парируют примером спортивных тренеров, которым платят за тренировочный процесс, а не только если кто-то из тренируемых детей станет чемпионом.
Кто прав? Как и во многих спорах, правы обе стороны конфликта. И точно так же обе стороны в какой-то мере ошибаются. Так за что же платить: за процесс или результат? Здесь нужно разобраться в формулировках. Например, SEO-продвижение — это процесс, а результат обычно видят в виде трафика на сайт и лидов. Но ведь этот самый процесс состоит из множества результатов. Исправленные на сайте ошибки — это результат? Безусловно. Подготовленные посадочные страницы? Тоже. Написанные тексты? Закупленные ссылки? Анализ конкурентов? То есть, если бы каждую составляющую владелец сайта заказывал отдельно, то никаких вопросов бы не возникло. А если всё сложить вместе — здравствуй, конфликт.
Но здесь всё проще, чем кажется. Маркетинг, SEO, спорт, медицина и множество других направлений — это сложные сферы, где далеко не всё зависит от исполнителя. Есть конкуренты, есть тот же самый спортсмен или сайт, которые в принципе не могут конкурировать на равных. И вины исполнителя в этом может и не быть. Поэтому нормальный подход в такого рода услугах — оплата процесса с контролем результата. Дворнику платят за процесс уборки, так как тот же самый снег выпадает снова и снова. Но если в результате дорожки будут всегда завалены снегом, то такая работа — повод для увольнения.
Тогда почему многие хотят платить исключительно за конечный результат? Всё просто. Это снимает ответственность с заказчика. И такое желание понять совсем несложно. При этом нужно помнить ключевое правило сферы услуг. Звучит оно примерно так: услуга кардинально теряет в цене после её оказания. Например, сайт в разгар сезона отключается. Каждый час простоя стоит немалых денег. Сколько готовы заплатить, чтобы сайт вернулся в строй? Много. А если сайт уже починили, то многие заказчики начнут торговаться. Пока есть потребность — платить проще. И это одна из причин того, что многие услуги оказываются на условиях предоплаты. До того как услуга оказана, деньги получить относительно просто. После? Ждать оплату можно месяцами и, порой, в суде.