Чтобы бизнес рос и развивался, в него нужно вкладывать время, силы и, конечно, деньги. Давайте буквально в двух словах проговорим самые очевидные точки роста:
- Новые сотрудники — больше людей, больший объем работы, больше прибыли. Гарантии есть? Нет. Под сотрудника можно не найти клиентов, он может надолго заболеть, оказаться недостаточно эффективным и принести убытки. При этом на зарплату с учетом налогов редко когда уйдет меньше 90 тысяч.
- Оборудование. Здесь уже ключевые вопросы — цена и объем работы. Например, аппарат МРТ стоит от 12 миллионов рублей. Стоимость одной услуги в Москве — где-то 6000 рублей. Т.е. без учета расходов на врачей, медсестер, аренду помещения и рекламу — надо 2000 пациентов. В среднем за рабочий день в 12 часов можно сделать 24 исследования. Т.е. окупаемость — от 3 лет. Есть ли гарантии? Нет. Клиника может закрыться гораздо раньше.
- Реклама — здесь и вовсе почти всегда «венчур». Если в интернет-рекламе еще хотя бы есть какие-то возможности быстро измерить эффективность, внести какие-то коррективы и отказаться от каких-то источников, то если брать билборды, ТВ, радио и множество других источников — всё на глазок. Гарантий никаких. При этом бюджеты в районе 100 000 в месяц или даже за разовое размещение считаются небольшими.
Точно также — с открытием новых точек, развитием бренда, публикациями в СМИ и чем угодно еще. Развитие бизнеса — риск всегда. Но вернемся к SEO.
Начнем с того, что для большинства современных компаний сайт будет совсем не лишним. С помощью сайта до потенциальных клиентов доносят огромное количество информации. Это и описания услуг, и каталоги продукции, и прайс-листы, и варианты по доставке и оплате, и адреса складов и офисов, а также многое другое. При этом сайт дает возможность показывать ту информацию, которую хотите вы. Нет сайта? Люди по брендовым запросам (название компании) увидят информацию из различных каталогов фирм. И там не всегда написано что-то хорошее. Поэтому качественно наполненный сайт — это полезный инструмент даже в тех случаях, когда он не приносит клиентов сам по себе. А современное SEO как раз и строится на том, что специалисты стараются делать сайты максимально качественными, удобными и с понятным потенциальным клиентам контентом.
Ну и, конечно, SEO генерирует поток входящих заявок. При этом альтернативы фактически нет. Исследования показывают, что большая часть аудитории принципиально игнорирует рекламные строчки в поисковой выдаче и переходит на сайты, оказавшиеся в ТОПе благодаря SEO, тем самым перекладывая часть ответственности за выбор подрядчика или поставщика на поисковые алгоритмы. А в Google рекламы вообще сейчас в России нет, что делает SEO еще более выгодным.
Ну и, конечно, нельзя обойти вопрос цены. Средний бюджет на SEO — порядка 80-100 тысяч рублей в месяц. Фактически вы как бы нанимаете сотрудника в лице сайта. При этом этот «нанятый сотрудник» круглосуточно ищет новых клиентов, общается с ними, рассылает прайсы-листы, рассказывает про товары и услуги, а также, даже если его «уволить», т.е. перестать платить сеошникам, он останется на работе и ещё долго будет приносить прибыль.