![](assets/images/2024/012/013/Позиции в поисковых системах — плюсы и минусы такой оценки SEO.png)
Контроль позиций в поисковиках был одной из первых методик оценки работы SEO-специалистов. И достаточно долго значительная часть специалистов ориентировалась именно на этот показатель. На данный момент позиции нужны не столько для оценки результатов, сколько для контроля общего состояния проекта. Так гораздо проще и быстрее отслеживать те страницы, которые вот-вот потеряют трафик из поиска.
Почему отказались от привязки результатов к топу?
Уже даже и не вспомнить, с какой поры топ поисковых систем стал подстраиваться под конкретного человека. Учитываются сотни разнообразных параметров, и иногда список сайтов по одному и тому же запросу у разных людей может существенно отличаться. Не говоря уже о том, что раньше позиции сайта в поиске изменялись несколько раз в неделю. Сейчас — никаких ограничений. Могут прыгать даже в течение одного дня. Соответственно, возникает вопрос: как контролировать? Кто-то снимает позиции ежедневно, и за результат считается, если запрос пробыл в топе хотя бы 40-50-60% времени. Но такие подсчёты не самая удобная история, особенно если семантическое ядро насчитывает 3-4 тысячи запросов.
Можно ли манипулировать позициями в топе?
Главной причиной отказа от оценки эффективности проекта через позиции стала возможность легко накручивать показатели. Опишем лишь два основных способа:
1. Накрутка поведенческих факторов — с помощью накрутки достаточно легко поставить в топ ограниченное число запросов.
2. Подмешивание в СЯ низкочастотных и микрочастотных запросов, а в довесок к ним ещё и запросов, на которые спроса вообще нет. Такие ключи легко становятся в топ и успешно маскируют неудачи с полезными для бизнеса запросами.
Как итог — контроль может легко превратиться в проблему. Более того, иногда формально сеошники молодцы — запросы в топе. Но трафика нет, продаж нет. Бизнесу интересен не топ, а поток клиентов. И поэтому методика оценки по запросам в топе в качестве единственного критерия считается устаревшей и не показывающей полной картины. При этом позиции нужно отслеживать, чтобы видеть динамику улучшений в целом. Полную же картину показывает отслеживание объёмов и качества проводимых работ по продвижению сайта. Эти работы должны вести к увеличению количества запросов в топе. Чем больше количество запросов, по которым можно найти сайт, тем больше должно быть количество переходов на этот сайт. Больше переходов должно давать больше заявок и в конечном итоге продаж. Поэтому, чтобы добраться до увеличения заявок и продаж, особенно в первые месяцы, нужно контролировать работы и позиции.