Одна из ключевых сложностей в оценке работы SEO-специалистов — сроки появления результатов. С учетом современной конкуренции, явного прогресса в понятных бизнесу показателях (рост числа заявок и прибыли) почти не бывает в первые 3 месяца, а то и полгода. Некоторые проекты и вовсе делают рывок на 10-12 месяц продвижения. Но если каждому подрядчику давать по 10 месяцев на попытку получить результат, то ошибочный выбор специалистов затормозит развитие проекта почти на год! Как прийти к пониманию того, что сеошников надо менять как можно раньше? Основной критерий — стратегия и работы, которые ведутся по сайту.
На сегодняшний день абсолютно нормально просить подрядчика подробно отчитываться по проделанной за месяц работе. Куда и какие тексты были написаны, какие были проведены аудиты и т.д. Такого рода отчетность очень не любят мошенники (не исключено, что они даже сами откажутся от «работы» над проектом), усложняет это жизнь и компаниям, которые лишь обозначают работу с проектами, где бюджет недостаточно высок. Например, в личной практике был случай, когда поймали за руку подрядчика, который за 50 000 в месяц (по сегодняшнему курсу) писал на сайт одну статью посредственного качества на 3000 символов, генерировал отчет в специальных сервисах и прикладывал табличку с позициями (стоит ли говорить, что результата и за год работы не было?). К слову, подрядчик был весьма известной студией с высокими местами в разнообразных рейтингах. Поэтому отчеты — ключевой фактор.
Как понять, что проводятся правильные работы?
Гарантированный способ — найти специалиста или компанию, которые будут такие отчеты просматривать и подтверждать, что всё сделано правильно. Или же, напротив, посоветуют задать подрядчику дополнительные вопросы. Здесь ключевая сложность — конкуренция. Многие используют анализ работы конкурентов, чтобы переманить клиента себе. Мы подобным не занимаемся принципиально. Если коллеги делают все как надо и не кардинально выше рынка по цене (если час их работы не стоит, например, 10 000 рублей вместо средних по рынку 2000 (у нас вообще от 700 рублей)), то мы будем месяц за месяцем рекомендовать продолжать работу и ждать результата. Первый анализ работы конкурентов у нас бесплатный, а если хотите получать такой анализ ежемесячно — 1000 в час. На изучение отчета и подготовку рекомендаций уходит в среднем 1-3 часа.
Но можно обойтись и без привлечения кого-то со стороны. Современное SEO направлено на улучшение сайта со всех сторон. Если вы видите, что на сайте появляется все больше полезной для ваших клиентов информации, каталог услуг обрастает категориями и подкатегориями, идет работа над конверсией — это хороший знак.
Практика показывает, что планомерная и качественная работа над развитием сайта дает результат практически всегда. Да, чем выше квалификация сеошников, тем лучше результат, т.к. закупку ссылок, проработку семантического ядра, оптимизацию текстов и метаданных, улучшение конверсии и технические моменты никто не отменял. Поэтому, если работа идет, вам нравится результат и объем соответствует вашему бюджету, то есть смысл хотя бы 6 месяцев подождать до того, как идти искать стороннего аудитора.
Может ли работа над сайтом навредить позициям в поисковых системах?
Да. Но это достаточно редкое явление. Этим иногда грешат фрилансеры, которые пытаются работать по устаревшим десяток лет назад рекомендациям. Если подрядчик хотя бы среднего уровня, то возможны лишь мелкие издержки, которые быстро диагностируются и относительно легко убираются. Например, текстовый переспам на странице. От этого не застрахован никто. Нужно лишь скорректировать плотность ключей и отправить страницу на переиндексацию. Обычно это решает проблему. И да, в некоторых нишах приходится играть на гране переспама, чтобы получить результат. Так что это вполне нормальный процесс.
Важный нюанс
SEO хорош тем, что при правильно построенной работе всегда приносит пользу. Т.е. даже если вы не получили клиентов из поисковых систем, то вам всё равно расширили линейку услуг, подсветили, возможно, неочевидные запросы потенциальных клиентов и обозначили их важность, улучшили технические и поведенческие показатели сайта. А если работала команда уровнем повыше, то еще и с маркетинговой составляющей должны помочь. Как итог — следующий подрядчик получает уже лучше подготовленный к продвижению сайт. Главное здесь — не попасть к дилетантам, которые могут подвести сайт под долгосрочные санкции со стороны поисковых систем.