Многие компании хотят иметь в своем распоряжении полную команду под решение разнообразных маркетинговых задач. И начинают многие почему-то с SEO-специалистов. В теории всё выглядит достаточно неплохо. Сеошник должен полностью закрывать вопрос с сайтом, а сайт сам по себе является мощным маркетинговым инструментом. Но что в этой схеме не так?
Основной нюанс в том, что один человек больше не может справляться со всеми работами по сайту в хоть сколько-нибудь конкурентной нише. А если ниша не конкурентная, то какой смысл платить специалисту в штате оклад в районе 80 000 рублей (а если это не ИП или самозанятый, то еще и налоги), если то же самое и гораздо больше может делать огромное количество агентств за 60-70 тысяч в месяц?
Мы 16 лет работаем над SEO-продвижением и пришли к тому, что над проектом обычно работает от 7 до 14 узкопрофильных специалистов. При этом программисты стоят ощутимо дороже, а люди, которые занимаются наполнением и корректировкой материалов на сайте, сильно дешевле. Как итог, в конце 2024 года у нас средняя цена часа выходит около 800 рублей. И при этом за каждый час мы подробно отчитываемся. Заказчики не платят за перекуры, кофеек с коллегами и прокрастинацию. Только конкретная работа по вполне предсказуемым тарифам. К чему это всё? Наш опыт показывает, что на SEO-специалиста приходится порядка 20% от всех работ по сайту. Основную нагрузку несут копирайтеры и контент-менеджеры. Т.е. если вы наймете сеошника, который будет реально отрабатывать хотя бы 120 часов из 160, то вам потребуется дополнительно привлечь на стороне других специалистов еще на 480 часов. Иначе работа SEO-специалиста просто будет складываться в стол, на будущее. К слову, 120 часов из 160 — это хороший показатель для офисных работников. Если они работают больше, то часто выгорают и просто за 160 часов делают меньше, чем ранее за 120.
Может ли сеошник делать вообще всё? В теории — да. На практике — нет. Да, опытный специалист может написать неплохой текст, внести какие-то правки на сайте вместо программиста, дать какие-то рекомендации по маркетингу. Но такие люди обычно работают в руководстве SEO-отделов или просят зарплату в районе 130-150 тысяч. И даже им требуется помощь сторонних специалистов.
Когда есть смысл нанимать сеошника в штат?
Тут всего два варианта:
- Если у вас большой бизнес и выделено хотя бы 600-800 тысяч рублей на SEO. Тут сеошник или будет выступать частью внутренней команды, или должен будет взять на себя организацию работы внешних исполнителей.
- Если берете специалиста по факту на part-time, т.е. он должен будет делать все, что нужно, и все, что может по сайту, а остальное время будет заниматься чем хочет. Тогда можно найти людей и примерно за 50-60 тысяч. Иметь стабильный оклад в довесок к фрилансерской доле хотят многие.
Оптимальная организация работы
Если уж вам нужен специалист в штате, то ищите интернет-маркетолога. Желательно с опытом в прототипировании сайтов и увеличении конверсии из посетителя в заказ. Такой специалист будет находиться под вашим непосредственным контролем и сможет взять на себя подбор внешних исполнителей под самые разнообразные задачи по сайту. В том числе сможет найти или SEO-спеца, который будет отрабатывать по часам определенный объем, или студию, которая заберет это направление под ключ.
Если нет возможности нанимать интернет-маркетолога, а сами вы не хотите таким специалистом становиться — ищите агентство. В ином случае с SEO ваш путь будет дорогим, сложным и очень часто безрезультатным.