Есть огромное количество самых разнообразных сервисов аналитики. Некоторые из них позволяют понять, откуда приходят лиды, вплоть до поискового запроса, который ввёл пользователь. Но такие вещи настроены на считаных процентах сайтов. Не будем разбираться в причинах подобного пренебрежения статистикой и перейдём непосредственно к оценке.
В Яндекс Метрике, которая совершенно бесплатная, есть отчёт, который можно найти по такому пути: Отчёты — Содержание — Страницы входа. В этом отчёте отображается информация о том, через какие страницы пользователи впервые попали на ваш сайт. В верхней части страницы отчёта есть строка «Визиты, в которых». Рядом — плюс. Жмёте на плюс, выбираете раздел Источники — Последний значимый источник — Поисковая система. Осталось поставить галочки напротив Яндекс и Google.
В первый раз такая настройка займёт минут 5 максимум. Дальше будет гораздо быстрее. Что вам даст этот отчёт? Собственно, список страниц входа. А дальше начинается магия. Если ваш сайт правильно организован, то раздел со статьями должен быть отделён от коммерческого раздела специальной отсечкой. Обычно это выглядит примерно так: site.ru/blog. Вместо блога могут быть новости или статьи в русском и английском вариантах. Это не важно. Важно другое. Вы сразу увидите, какой объём трафика приходится на блог, а сколько людей приходит на коммерческие страницы вашего сайта и на какие именно страницы. И тут мы снова возвращаемся к вопросу о ценности ЧПУ (человеко-понятный URL). Если в адресе содержатся ключевые слова или название услуги/товара, то буквально за несколько минут станет понятно, какие страницы вашего сайта популярны у пользователей поисковых систем.
Как читать этот отчёт?
Есть всего четыре категории трафика, которые можно посмотреть в этом отчёте. Информационный — трафик на блог, коммерческий — трафик на страницы товаров, услуг и коммерческих категорий, технический — страницы контактов, доставки, службы поддержки и т. д., трафик на главную страницу. С последним сложнее всего. Так как это трафик на главную страницу сайта, а в этом отчёте главная — это сумма трафика по всем страницам. Так что придётся считать руками. Если у сайта корректная структура, то это легко, так как блог, услуги и товары находятся в отдельных категориях, с отсечками в адресе страницы. А значит, от итогового трафика можно отнять всего 3 цифры и получить примерный объём посещаемости на главной странице. Почему главная страница выделяется отдельно? Всё просто. Это брендовый трафик плюс трафик по самым сложным запросам сайта. И если на главную страницу приходится большой объём трафика, то для оценки эффективности SEO нужно будет разбираться с тем, какой процент от посещений приходится на бренд. А это уже сложнее. Если эта информация вам понадобится для оценки — пишите, расскажу, где и как в Метрике посмотреть объём брендового трафика.
Выводы по отчёту
Коммерческий трафик — это хорошо. Чистая работа SEO-специалистов. Информационный трафик нужно уметь правильно обрабатывать, чтобы получать с него заявки. Если этого не делать, то раздел Блог всего лишь поддерживает развитие коммерческого раздела. То есть писать статьи нужно, но такой информационный трафик в зачёт SEO можно не брать. Аналогично с главной страницей. Звучит сложно, но на самом деле задача проще некуда. Примерно 30% сайтов, которые попадают к нам на аудиты работы других подрядчиков, имеют устойчивый рост исключительно по информационному трафику. То есть графики подрядчик рисует красивые, но пользы для бизнеса от них нет.
А если ещё настроить хотя бы минимальные цели в Метрике, то можно узнать, сколько именно лидов приносит главная страница, блог и коммерческий раздел. Да, это будут не самые точные данные. Но для оценки работы SEO в 9 случаях из 10 их хватит буквально за глаза.